Поделиться:  

Нравственные письма к Луцилию 524

Нравственные письма к Луцилию — сборник писем Сенеки после его ухода из политики, адресованные его другу и прокуратору Сицилии Луцилию Младшему. В них Сенека советует, как построить жизнь в соответствии с философией стоицизма. Это одна из немногих и самая крупная из дошедших до нас работ античных стоиков.


Много говорено о презрении к деньгам, произносились в поучение людям длинные речи и о том, что богатство – не в наследственном достоянии, а в душе, кто имея мало, считает себя зажиточным. Но куда сильнее поражают душу изречения вроде этих:

Кто хочет меньше, меньше и нуждается.
Имеет все, кто хочет, сколько надобно.

Слыша это или нечто подобное, мы не можем не признать истины. И вот те, кто всегда хочет больше, чем надобно, кричат от восторга и проклинают деньги. И как заметишь у них такое настроение, донимай их, жми, тесни, отбросив всяческие умозаключения, и тонкости, и прочие забавы бесполезного умствования. Говори против алчности, говори против роскоши, а когда покажется, что польза есть, что души слушателей затронуты, наседай еще сильнее.

Трудно поверить как бывает полезна речь имеющая в виду исцеление, направленная целиком ко благу слушателей. Неокрепшим умам легко внушить любовь ко всему правильному и честному; да и над не слишком испорченными и податливыми истина получает право собственности, если найдет умелого ходатая.

Сенека


Многие приходят [к философам] слушать, а не учиться – так нас приводит в театр удовольствие, доставляемое слуху, либо речью, либо голосом, либо действием. Ты увидишь немалую часть слушателей, для которых уроки философа приют на время досуга. Они не думают избавиться там от пороков, усвоить какое-нибудь правило жизни, чтобы проверять свои нравы, но желают только услаждения слуха. А ведь некоторые приходят даже с письменными дощечками, затем, чтобы удержать не мысли, а слова, и потом произнести их без пользы для слушающих, как сами слушали без пользы для себя.

Других возбуждают благородные изречения, и они, подвижные и лицом и душой, преисполнятся тех же чувств, что и говорящий… Этих подстегивает и увлекает красота предмета, а не звук пустых слов. Если мужественно говорят о смерти или с непокорностью – о судьбе, им хочется тут же сделать все, о чем они слышали. Они поддались, они стали такими, как им велено, – если бы только душа их сохранила этот строй, если бы народ, умеющий отговорить от всего честного, сейчас же не отнял бы у них прекрасного порыва. Немногие способны донести до дому те намерения, которыми исполнились.

Сенека







Новости проектаРедакторская политика
[email protected] © 2023