Поделиться:  

Цитаты 1108

Собрание цитат стоиков по авторам, источникам, темам и практикам. На ежедневную порцию цитат стоиков можно подписаться в Telegram-канале .


Одни вещи находятся в нашей власти, а другие – нет. В нашей власти находятся наши мнение, стремление к чему-либо, желание, уклонение – одним словом, все то, что является нашими действиями. Не в нашей власти находятся наши тело, имущество, репутация, должности и, в общем, все то, что не является нашими действиями.

То, что находится в нашей власти, по природе свободно, не знает ограничений и препятствий, а то, что не в нашей власти, слабо, рабское, может быть ограничено и находится во власти других.

Помни, что если ты будешь считать рабские по природе вещи свободными и то, что находится во власти других, своим собственным, ты будешь встречать препятствия, терпеть горе, беспокоиться, ты будешь обвинять и богов, и людей.

Но если ты будешь только свое считать своим и то, что принадлежит другому, как оно и есть на самом деле, считать чужим, никто не понудит тебя, никто не помешает тебе, ты никого не будешь порицать и обвинять, ты ничего не сделаешь против своей воли, никто не причинит тебе вреда, у тебя не будет врагов, ибо ты не потерпишь никакого вреда.

Эпиктет

Может ли кто-то быть хорошим царем, если он не является хорошим человеком? Нет, это невозможно. Но предположим, перед нами хороший человек, разве он не заслуживает того, чтобы его назвали философом? Безусловно, ведь философия - это стремление к идеальному добру. Таким образом, хороший царь обязательно и непременно оказывается также философом.

Теперь же посмотрим, что философ является царственным. Явным атрибутом личности царя, безусловно, является способность хорошо управлять народами и городами и быть достойным управлять людьми. Итак, кто мог бы быть более способным главой города или более достойным управлять людьми, чем философ? Ведь от него, если он действительно философ, требуется быть умным, дисциплинированным, благородным, хорошим судьей того, что справедливо и прилично, эффективным в осуществлении своих планов, терпеливым в трудностях. Кроме того, он должен быть смелым, бесстрашным, непоколебимым перед лицом несчастий, и при этом доброжелательным, готовым помочь и гуманным.

Можно ли найти кого-то более подходящего или более способного управлять, чем такой человек? Нельзя. Даже если у него не много подданных, слушающихся его, он поэтому не менее царственный, ведь достаточно руководить своими друзьями или женой и детьми или, в конце концов, только собой.

Гай Музоний Руф



В целом, для хорошего короля крайне важно быть безупречным и совершенным в слове и деле, если, конечно, он хочет быть “живым законом”, как он казался древним, обеспечивая хорошее управление и гармонию, подавляя беззаконие и разногласия, истинным подражателем Зевса и, подобно ему, отцом своего народа.

Но как кто-то мог бы быть таким королем, если бы он не обладал превосходной природой, получил наилучшее возможное образование и обладал всеми добродетелями, которые пристойны человеку? Если, значит, есть какое-либо другое знание, которое направляет природу человека к добродетели и учит его практиковать и общаться с добрыми людьми, его нужно поместить рядом с философией и сравнить с ней, чтобы увидеть, что лучше и более способно сделать хорошего короля – оно или философия. Тогда тот, кто хотел бы стать хорошим королем, был бы мудр, используя лучшее из них.

Если, однако, никакое другое искусство не занимается обучением и передачей добродетели, хотя есть некоторые, которые занимаются исключительно телом человека и тем, что полезно для него, в то время как другие, касающиеся разума, стремятся ко всему другому, кроме как делать его управляемым, то только философия делает это своей целью и занимается тем, как человек может избежать зла и приобрести добродетель.

Если, это верно, что еще могло бы быть более полезным для короля, желающего быть добрым, чем изучение философии? Как лучше или как иначе человек мог бы быть хорошим правителем или вести добродетельную жизнь, не изучая философию? Что касается меня, я уверен, что хороший король непременно и обязательно является философом, а философ – королевской личностью.

Гай Музоний Руф





Новости проектаРедакторская политика
[email protected] © 2023