Согласно стоикам, богатство – это “предпочтительное безразличное”, а не благо. То есть к богатству можно стремиться, но не в ущерб единственному настоящему благу – добродетели.
Поставь-ка рядом мужа добра, владеющего многими богатствами, и другого, ничего кроме богатств духа, не имеющего; оба они одинаково добродетельны, при всем неравенстве судеб. И о поступках надо судить, как о людях: добродетель равно почтенна в том, кто силен и свободен, и в том, кто хил и закован.
Сенека
Я научу тебя, как узнать, что ты еще не стал мудрым.
Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен; он живет наравне с богами. А теперь погляди на себя. Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состоянье твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, значит ты достиг высшего блага, доступного человеку.
Но если ты стремишься отовсюду получать всяческие удовольствия, то знай, что тебе так же далеко до мудрости, как до радости. Ты мечтаешь достичь их, но заблуждаешься, надеясь прийти к ним через богатство, через почести, словом, ища радости среди сплошных тревог. К чему стремишься, словно к источникам веселья и наслажденья, в том – причина страданий.
Сенека
С чем-то предстоит расстаться; но разве оно всегда было твоим? Ты так же легко проживешь без него, как жил когда-то. Если ты долго владел утраченным, то успел им насытиться, если недолго, тоне успел привыкнуть к нему. Меньше будет денег? Значит, и меньше докуки.
Меньше милостей? Значит, и меньше зависти. Взгляни, что доводит нас до безумия, что мы теряем со слезами, – и ты поймешь, что горек не сам урон, а мнение о нем. Никто не чувствует потери – о ней только думают. Кто сохранил себя, тот ничего не потерял, но многим ли удается сохранить себя?
Сенека