Поделиться:  

страх 84

Стоики о страхе: как с ним бороться, чего стоит и не стоит бояться.



Если вы намерены стать лучше, отбросьте такие мысли, как: если я пренебрегу своими делами, у меня не будет средств к существованию; если я не накажу своего раба, он станет плохим. Ведь лучше умереть от голода и освободиться от печали и страха, чем жить в изобилии с волнениями; и лучше, чтобы ваш раб был плохим, чем вам быть несчастным.

Начинайте с малого. Разлилось масло? Украли немного вина? Скажите в этот момент: за такую цену продается свобода от волнений; за такую цену продается спокойствие, но ничего не дается бесплатно.

И когда зовете своего раба, подумайте, что возможно, он не слышит вас; и если он слышит, то может не сделать того, что вы хотите. Но дело не в том, как обстоят дела у него, а в том, что у вас все хорошо, чтобы в его власти не было причинить вам беспокойство.

Эпиктет

Помни о том, о чем я часто твержу тебе: все это [знания] – упражнения для нашего остроумия, и только. Я то и дело возвращаюсь к одному: а чем мне это поможет? Стану ли я от этого мужественней, справедливей, воздержней? Мне пока еще не до упражнений: во враче я нуждаюсь.

Зачем же ты учишь меня тому, что знать бесполезно? Наобещал ты много, а то, что я вижу, ничтожно. Ты говорил, что я не затрепещу, даже если вокруг меня засверкают мечи, если острие прикоснется к горлу; говорил, что я останусь безмятежен, даже если вокруг меня запылают пожары, если внезапный вихрь подхватит мой корабль и будет бросать его по всему морю.

Дай же мне презирать наслаждение, презирать славу; потом ты научишь меня распутывать запутанные узлы, разбираться в двусмысленных утверждениях, проникать взглядов в темноту, а сейчас учи необходимому.

Сенека





Я скажу, за чем тебе надобно следить, чтобы жить безопасней. А ты. полагаю, выслушаешь мои наставления так, словно я поучаю тебя, как сохранить здоровье на Ардеатинском поле [заболоченная местность]. Посмотри сам, что подстрекает человека губить другого, – и ты увидишь надежду, зависть, ненависть, страх, презрение.

Из всего названного самое легкое – это презренье: многие даже прятались в нем ради самозащиты. Кого презирают, того, конечно, топчут, но мимоходом. Никто не станет вредить презираемому усердно и с упорством. Даже в бою лежачего минуют, сражаются с тем, кто на ногах.

Для завистливой надежды ты не подашь бесчестным повода, если у тебя не будет ничего, способного распалить чужую бесчестную алчность, ничего примечательного. Ведь желают заполучить как раз примечательное и редкое, пусть оно и мало. Зависти ты избежишь, если не будешь попадаться на глаза, не будешь похваляться своими благами, научишься радоваться про себя.

Ненависть порождается либо обидами, но ее ты не навлечешь, если никого не будешь затрагивать, либо родится беспричинно, но от нее тебя убережет здравый смысл. Для многих ненависть бывала опасна: ведь иные вызывали ее, хотя и не имели врагов.

Бояться тебя не будут, если твоя удачливость будет умеренной, а нрав кротким. Пусть же люди знают, что тебя задеть неопасно и помириться с тобою можно наверняка и без труда. А если тебя боятся, и дома, и вне его, и рабы, и свободные, это тебе же самому плохо: ведь повредить под силу всякому. Прибавь еще одно: кого боятся, тот и сам боится, кто ужасен другим, тому неведома безопасность.

Остается еще презрение; мера его – в твоей власти, если ты сам принял его на себя, если такова твоя воля, а не неизбежность. Избавиться от этой неприятности тебе помогут или свободные искусства, или дружба с людьми, имеющими власть и влияние у власть имущих. Впрочем, к ним нужно приближаться, но не сближаться тесно, чтобы лекарство не обошлось нам дороже болезни.

Сенека


Новости проектаРедакторская политика
[email protected] © 2023