Самосовершенствование – центральная идея и цель практик Стоцизма.
Как шерсть одну краску впитывает сразу, другую – только когда долго мокнет и варится в ней, так одни учения ум удерживает, едва восприняв, а это учение [стоицизм], если не проникло глубоко и надолго, если не окрасило, а только испачкало душу, не даст ничего из обещанного.
Сенека
Отойдя от дел, нужно стараться, чтобы не люди о тебе говорили, а ты сам с собою говорил. О чем? О себе, и так же, как люди с особой охотой говорят о других, – со злостью. Так ты приучишься и говорить и выслушивать правду. И больше всего занимайся тем, в чем сам чувствуешь свою слабость.
Сенека
Постоянно вникай в то, что с тобою случается. Если ты увидишь, что случилось с тобою то, что от тебя не зависело, то помни, что тебе до этого нет никакого дела. Если же ты все еще иногда мучаешься и горюешь о том, что от тебя не зависит, то посмотри на случившееся как на урок, заданный тебе Самим Богом: пользуйся этим случаем, чтобы бороться с собою, и при помощи разума твоего укроти твое малодушное страдание.
Эпиктет
Разумный человек может во всем отыскать себе пользу. Нет такого случая, из которого он не мог бы извлечь для себя помощи в деле усовершенствования себя.
– Какую же пользу приносит мне тот, кто ругает меня?
– Ту пользу, что если я захочу, то могу, кротко перенося его брань, приучаться к терпению и спокойствию.
– У меня злой отец; какая мне от него польза?
– Он зол для самого себя; для тебя же он добр, потому что он опять-таки учит тебя терпению и кротости.
– Ну хорошо. А какую пользу приносит мне болезнь?
– Если я заболею, то у меня хороший случай показать на деле, что значит болезнь тела для жизни духа. Я буду покорен, терпелив, спокоен, я наряжусь в болезнь, и она будет для меня украшением.
– А смерть, неужели и она полезна?
– Я могу, умирая, стать духом своим выше смерти, показать и себе и людям, что смерть не имеет надо мною никакой власти. Я могу, если придется, умереть за правду и этим содействовать тому, чтобы она укрепилась в людях.
Одним словом, человек разумный обладает как бы волшебной палочкой, которою он может обратить в золото все то, до чего ею дотронется.
Эпиктет