Помни, что в жизни следует вести себя как на пиру.
Предположим, что что-то передается по кругу и оказывается напротив тебя. Протяни руку и возьми столько, сколько позволяет приличие.
Предположим, что оно проходит мимо тебя. Не задерживай его.
Предположим, что оно еще не подошло к тебе. Не посылай свое желание вперед к нему, но подожди, пока оно не окажется напротив тебя.
Поступай так же в отношении детей, жены, государственных должностей, богатства, и ты когда-нибудь станешь достойным участником пиров богов.
Но если ты не возьмешь ни одной из вещей, которые перед тобой ставят, и даже презираешь их, тогда ты будешь не только сотрапезником богов, но и разделишь с ними их власть. Ведь, поступая так, Диоген и Гераклит и те, кто был похож на них, заслуженно стали божественными и были так названы.
Эпиктет
Душа обладает способностью устроить жизнь наиболее совершенным образом, если только человек будет безразлично относиться к вещам безразличным. Безразлично же будет относиться тот, кто каждую из этих вещей рассматривает в расчленении, а не в целостном виде и помнит, что ни одна из них не навязывает нам убеждения о себе и не приступает к нам, но что они недвижимы, составляем же суждение о них мы сами, как бы записывая в самих себе, хотя можем и не записывать, можем и стереть тотчас же запись, если она занесена без нашего ведома; кто помнит также и о том, что такого рода внимание потребуется лишь на недолгое время и что жизнь близится к концу.
Но что трудного во всем этом? Если это согласно с природой – находи в нем радость и не тяготись им, если же противно природе, ищи того, что согласно с твоей природою, и спеши к нему, хотя бы оно и не обещало славы. Ибо всякому должно быть дозволено искать свое благо.
Марк Аврелий
Для камня, брошенного вверх нет ничего дурного в том, чтобы упасть вниз, и ничего хорошего в том, чтобы нестись вверх.
Марк Аврелий
Я научу тебя, как узнать, что ты еще не стал мудрым.
Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен; он живет наравне с богами. А теперь погляди на себя. Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состоянье твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, значит ты достиг высшего блага, доступного человеку.
Но если ты стремишься отовсюду получать всяческие удовольствия, то знай, что тебе так же далеко до мудрости, как до радости. Ты мечтаешь достичь их, но заблуждаешься, надеясь прийти к ним через богатство, через почести, словом, ища радости среди сплошных тревог. К чему стремишься, словно к источникам веселья и наслажденья, в том – причина страданий.
Сенека