Поделиться:  

тревога 43



Одни вещи находятся в нашей власти, а другие – нет. В нашей власти находятся наши мнение, стремление к чему-либо, желание, уклонение – одним словом, все то, что является нашими действиями. Не в нашей власти находятся наши тело, имущество, репутация, должности и, в общем, все то, что не является нашими действиями.

То, что находится в нашей власти, по природе свободно, не знает ограничений и препятствий, а то, что не в нашей власти, слабо, рабское, может быть ограничено и находится во власти других.

Помни, что если ты будешь считать рабские по природе вещи свободными и то, что находится во власти других, своим собственным, ты будешь встречать препятствия, терпеть горе, беспокоиться, ты будешь обвинять и богов, и людей.

Но если ты будешь только свое считать своим и то, что принадлежит другому, как оно и есть на самом деле, считать чужим, никто не понудит тебя, никто не помешает тебе, ты никого не будешь порицать и обвинять, ты ничего не сделаешь против своей воли, никто не причинит тебе вреда, у тебя не будет врагов, ибо ты не потерпишь никакого вреда.

Эпиктет


Как избежать этих треволнений [о смерти]? Нужно одно: чтобы наша жизнь не рвалась вперед, чтобы она была сосредоточена, – ибо у кого настоящее уходит впустую, тот и зависит от будущего.

А когда я расквитался с самим собой, когда спокойный дух знает, что день и век – одно и то же, тогда он смотрит свысока на все дни и дела, которые наступят, и с громким смехом думает о череде времен. Разве страшны изменчивость и непостоянство случая, если ты заведомо спокоен перед неведомым?

Так что спеши-ка жить, мой Луцилий, и каждый день считай за целую жизнь. Кто приладился жить так, для кого каждый вечер – конец жизни, тот не знает страха. Кто живет надеждой, тот упускает ближайшее время, – а тогда на него нападают жадность и жалкий, делающий жалким все вокруг страх смерти.

Сенека
Практики: memento mori




Ты состоишь из трех частей: тела, жизненной силы и ума. Из них первые две твои постольку, поскольку тебе приходится заботиться о них, и только третья действительно принадлежит тебе. Если ты отстранишь от себя, то есть от своего ума, все то, что делают и говорят другие, или что делал и говорил ты сам, все, что тревожит тебя, как имеющее быть, что не зависит от твоего выбора, относясь к облекающему тебя телу или прирожденной ему жизненной силе, все, что вне тебя увлекает за собой кругом обтекающий вихрь, и, таким образом, твой ум, изъятый из среды, с которой сопрягла его судьба, будет чист и свободен устроить жизнь по-своему, творя справедливое, приемля происходящее и говоря истину.

Если, говорю я, ты отдалишь от господствующего начала приставшее к нему от напора страстей и относящееся к прошедшему или будущему, будешь походить на Эмпедоклов шар, всюду равный себе, одиночеством радостным гордый, будешь думать только о той жизни, которой ты живешь, т.е. о настоящем, – то сможешь остаток своей жизни провести безмятежно, благородно и в дружеском общении со своим гением.

Марк Аврелий


Новости проектаРедакторская политика
[email protected] © 2023