Письмо XLIV 2



Благородство духа доступно всем, для этого все мы родовиты. Философия никого не отвергает и не выбирает: она светит каждому.

Сократ не был патрицием, Клеанф носил воду, нанявшись поливать садик, Платона философия не приняла благородным, а сделала. Почему же ты не надеешься с ними сравняться? Все они твои предки, если ты будешь их достоит, а достойным их ты станешь, только убедив себя в том, что родовитостью ты никому не уступаешь.

За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти. Платон говорит:

Нет царя, что не произошел бы от раба, и нет раба не царского рода.

Все перемешала долгая череда перемен и перевернула вверх дном фортуна.

Кто благороден? Тот, кто имеет природную наклонность к добродетели. Только на это и надо смотреть! А иначе, если мы доберемся до глубочайшей старины, окажется, что всякий происходит из тех времен, прежде которых ничего не было.

От начала мира до наших дней вела нас череда перемен, то блистательных, то убогих. Благородны мы не потому, что наш артрий полон закопченных портретов. Никто не жил ради нашей славы; что было до нас, то не наше. Благородным делает нас душа, которая из любого состояния может подняться над фортуной.

Сенека
Новости проектаРедакторская политика
[email protected] © 2023