Поделиться:  

Дихотомия контроля

Дихотомия (деление на два) контроля лежит в основе Стоицизма. Наиболее емкое и известное ее определение дал Эпиктет в самом начале Руководства:

Одни вещи находятся в нашей власти, а другие – нет. В нашей власти находятся наши мнение, стремление к чему-либо, желание, уклонение – одним словом, все то, что является нашими действиями. Не в нашей власти находятся наши тело, имущество, репутация, должности и, в общем, все то, что не является нашими действиями.

То, что находится в нашей власти, по природе свободно, не знает ограничений и препятствий, а то, что не в нашей власти, слабо, рабское, может быть ограничено и находится во власти других.

На первый взгляд дихотомия контроля кажется очевидной идеей: конечно, что-то в нашей власти, а что-то – нет. Однако за кажущейся простотой кроются важные нюансы.

Во-первых, в нашей власти очень узкий круг вещей: мнение, стремление, желание, уклонение (избегание чего-либо). Все остальное – “не наше”. Мы можем пытаться повлиять на него посредством того, что в нашей власти, но исход не гарантирован. Несмотря на все наши старания всегда может найтись преграда.

Даже наши физические действия не находятся в нашей власти: болезнь, преграда или другие люди могут нам помешать. Кроме того, с точки зрения современной нейробиологии, даже наша умственная деятельность во многом осуществляется без нашего участия.

Такое узкое понимание контроля не исключает возможность влиять на вещи вне нашей власти. Напротив, стоики считали что мы не только можем, но и должны менять окружающий мир к лучшему. Вместе с тем, наши желания должны быть соразмерны тому, что в нашей власти, в противном случае мы будем обречены на разочарование и страдания. Эпиктет продолжает там же:

Помни, что если ты будешь считать рабские по природе вещи свободными и то, что находится во власти других, своим собственным, ты будешь встречать препятствия, терпеть горе, беспокоиться, ты будешь обвинять и богов, и людей.

Но если ты будешь только свое считать своим и то, что принадлежит другому, как оно и есть на самом деле, считать чужим, никто не понудит тебя, никто не помешает тебе, ты никого не будешь порицать и обвинять, ты ничего не сделаешь против своей воли, никто не причинит тебе вреда, у тебя не будет врагов, ибо ты не потерпишь никакого вреда.

Во-вторых, сознательное применение дихотомии контроля переключает фокус нашего внимания с того, что не в нашей власти, на то, что мы можем контролировать. Это не только дает нам больше внутреннего спокойствия, но и эффективно на практике: вместо паралича тревогами мы делаем что можем и принимаем ситуацию такой, какая она есть.

Например, мы не можем контролировать пробку, из-за которой мы опаздываем, но можем контролировать то, что выходим раньше или используем дополнительное время для прослушивания аудиокниги или подкаста. Мы не можем контролировать мировую экономику, но можем контролировать наши сбережения, расходы и инвестиционную стратегию. Наконец, реакции других людей не в нашей власти, однако мы контролируем свои реакции и как мы относимся к другим людям.

В-третьих, то, что что-то находится в нашей власти не значит, что мы магически по щелчку пальцев можем этой властью воспользоваться и быть безразличны к тому, что в нашей власти не находится. Для этого нужны последовательная тренировка и внимание, без которых мы автоматически начинаем беспокоиться и желать того, что находится вне нашей власти.

Наконец, даже самые простые идеи не принесут пользы без практики, а для нее нужно постоянно держать практикуемую идею в уме. Поэтому выделение дихотомии контроля как корневой концепции Стоицизма служит напоминанием и защитой от старых привычек. Как сказал Сенека:

– Много ли пользы указывать на очевидное?

И даже очень! Порой мы и знаем, да не замечаем. Напоминанье не учит, а направляет и будит наше вниманье, поддерживает память, не дает упустить из виду. Мы проходим мимо многого, что лежит перед глазами; напомнить – это вроде как ободрить. Часто душа не хочет видеть и очевидного; значит, нужно внушить ей знание самых известных вещей. […]

Поэтому нужно порой привести тебя в память: таким вещам следует не лежать в запасе, а быть под рукой. Что полезно для нас, нужно часто встряхивать, часто взбалтывать, ибо оно должно быть не только известно нам, но и всегда наготове. К тому же так и очевидное становится обычно еще очевиднее.


Дихотомия контроля стоков дает перспективу и позволяет нам преодолевать жизненные трудности с большей ясностью и эффективностью. Сосредотачивая наше внимание и усилия на том, что в нашей власти, и принимая то, что мы не можем, мы освобождаем себя от ненужных забот и неудовлетворенности.

Новости проектаРедакторская политика
[email protected] © 2023